Главная » Лечение детей

Зрр у детей симптомы лечение форум

Задержка развития речи у детей

Задержка развития речи или ЗРР – это сложная болезнь, которая выявляется у детей до 4 лет. Характеризуется существенным отставанием в развитии речевой нормы. Могут быть сложности в выявлении глубины проблемы из-за того, что отличают два вида этого заболевания:

  • задерживается только речевое развитие, в интеллектуальном плане все так же, как и у сверстников. А, возможно, умственное развитие у малыша и выше, трудности только в произношении слов;
  • задерживается психоречевое развитие, то есть и интеллектуально, и эмоционально малыш сильно отстает от своих одногодок.

Причины

ЗРР не может возникнуть само по себе, есть множество причин, которые послужили отправной точкой развития этой болезни. Зачастую, это:

  • травмы во время родов;
  • патологии развития плода внутриутробно;
  • повышено внутричерепное давление;
  • дислексия – это заболевание возникает вследствие генетической предрасположенности;
  • расстройство психики;
  • были получены травмы физического характера;
  • потеря или снижение слуха;
  • болезни мозга головы;
  • лицевая и ротовая мускулатура недоразвита.

Когда причины этого заболевания не выяснены, тогда лечение будет затруднительно так, как провоцирующий фактор работает и дальше. Нужно, чтобы был поставлен верный диагноз и выявлены причины ЗРР.

Симптомы

Как же понять, что у детей есть проблемы с развитием речи? Нужно обязательно обратить внимание на следующие возрастные симптомы:

  • в четыре месяца малыш не обращает внимания на жестикуляцию мамы-папы, бабушки-дедушки и других взрослых, не узнает самых близких людей, которые практически постоянно находятся с ним;
  • от шести до девяти месяцев не лопочет и не начинает произносить однотипных и повторяющихся звуков, таких, как ба-ба-ба, ма-ма-ма и т.п.;
  • в полуторагодовалом возрасте не произносит простейших слов и никак не реагирует, когда взрослые обращаются только к нему, не понимает легких заданий и просьб;
  • давиться твердыми кусочками пищи, так как не умеет ее пережевывать;
  • не разговаривает или имеет очень скудный запас слов в двухлетнем возрасте;
  • маленький запас слов, не более 20, и неумение строить фразы хотя бы из двух простых слов в два с половиной года;
  • невозможно понять разговор трехлетнего малыша, его фразы позаимствованы у взрослых или мультфильмов.

Все симптомы перечисленные выше, говорят о том, что у детей развивается ЗРР, которую можно скорректировать без серьезного и специфического лечебного применения. В том случае, когда эти симптомы останутся без внимания и не будут устранены до того, как малышу исполнится 5 лет, тогда заболевание будет развиваться.

Лечение

Если ЗРР была выявлена своевременно, то есть до двухлетнего возраста, тогда лечение, которое производится в комплексе при воздействии врачей и родителей, даст желаемый эффект. Ошибочно полагать, что достаточно только одних занятий с логопедом. Этот специалист может научить детей правильному произношению звуков и букв, комплексное лечение включает коррекцию и занятия у различных специалистов.

Медикаментозная терапия

Зачастую, при этом заболевании назначают лечение лекарственными препаратами, направленное на восстановление речи. Нельзя заниматься самолечением – это может делать только психиатр или невропатолог. Препараты могут назначаться такие, как актовегин и корктексин, лецитин и нейромультивитамин, а также когитум.

Электрорефлексотерапия и магнитотерапия

Такое лечение направлено на восстановительный процесс работы центра мозга головы, отвечающих за речевую активность, дикцию, интеллект или словарный запас. Но стоит понимать, что электрорефлексотерапия имеет много противопоказаний – это и расстройства психики, и судорожный синдром, и проявление эпилептических припадков.

Альтернативная медицина

Для детей могут подбирать иппотерапию или дельфинотерапию. Такие процедуры могут назначаться исходя из индивидуальных особенностей малыша.

Педагогическая коррекция


Медикаментозное лечение не даст никаких результатов если параллельно не будет проводиться педагогическое воздействие. Коррекцию отклонений производит дефектолог. Для этого он составляет индивидуальный план занятий и проводит их в игровой форме.

Логопедический массаж

Если у детей проблемы с задержкой развития речи, тогда специалист может воздействовать точечно на язык и губы, щеки и мочки ушей, а также руки с помощью логопедического массажа.

Упражнения, которые проводит с маленькими пациентами дефектолог, направлены они на развитие слухового аппарата и подвижности языка, а также лицевых мышц. Это могут быть звукоподражания и скороговорки, сказкотерапия и песни, лицевая гимнастика и упражнения, направленные для того, чтобы разработать мелкую моторику рук. Есть очень много упражнений, которыми просто необходимо пользоваться, но только согласно советам специалиста.

С пациентом, у которого выявлена ЗРР нужно заниматься непросто ежедневно, а несколько раз в сутки, так что родителям нельзя обособиться и остаться в стороне, поручив все заботы врачам, если они хотят, чтобы лечение было эффективным.

Последствия

ЗРР, если лечение не будет проводиться, то можно ждать следующие последствия:

  • с годами разница в психическом и интеллектуальном развитии у детей становится все более ощутимой;
  • занятия на уроках в школе будут затруднены, может быть вопрос о переводе ученика в специализированное, коррекционное, заведение.

Намного проще предупредить задержку речевого развития, чем потом ее вылечить. Взрослые просто обязаны проводить со своим крохой больше времени, и начинать общаться с ним с того момента, как только узнали о его существовании, то есть, когда он находится еще в утробе матери. Если дети не страдают от нехватки общения со взрослыми, они желанны и любимы, то никогда не возникает проблем с речевым развитием.

3 Пожалуйста оцените статью

Сейчас на статью оставлено число отзывов: 3. средняя оценка: 5,00 из 5

Задержка развития речи у детей

Отставание детей в речевом развитии редко вызывает беспокойство их близких. Чаще всего родители не воспринимают задержку развития речи своего ребенка как проблему, полагая, что с возрастом все решится само собой.

Такой подход вряд ли можно назвать правильным, ведь речевые отклонения могут тормозить умственное развитие ребенка, стать препятствием в нормальном общение с другими детьми, причиной психических травм и будущих комплексов. Кроме того, задержка речи у детей может свидетельствовать о серьезных нарушениях центральной нервной системы вследствие внутриутробной, родовой или послеродовой травмы, наследственного или перенесенного инфекционного заболевания. Поэтому чрезвычайно важно при появлении первых признаков задержки речевого развития ребенка выявить его причину, ведь если речевые отклонения вызваны поражениями головного мозга, то чем раньше будет проведено лечение, тем больше шансов на полное восстановление его нарушенных функций.

Речевое развитие детей происходит в несколько этапов

Уже начиная с третьей недели, новорожденный должен издавать звуки в ответ на обращенную к нему речь. С полутора до пяти месяцев у новорожденных длится период гуления – произнесение согласных г, х, к в сочетании с гласными у, ы. Малыш гулит как спонтанно, так и «отвечая» взрослым. В возрасте примерно шести месяцев начинается стадия лепета – ребенок произносит отдельные слоги, сочетания повторяющихся слогов – ма-ма, ба-ба ит.п. Первые слова, имеющие значение, дети начинают говорить приблизительно в 11 месяцев, к годовалому возрасту словарный запас должен составлять не менее 5-10 слов. К полутора годам дети полностью понимают обращенную к ним речь, могут выполнять простые просьбы. По достижении двухлетнего возраста ребенок должен разговаривать простыми предложениями, а еще через год – вести беседу, рассказывать о несложных событиях.

Если на каком-то из этих этапов ожидаемые речевые навыки не появились, необходимо проконсультироваться со специалистами (неврологом, отоларингологом, логопедом) для выяснения причины задержки речевого развития. Наряду с причинами неврологического характера речевые отклонения могут вызываться нарушениями слуха ребенка. а также психологическими причинами – недостаточным вниманием к нему со стороны взрослых.

В ситуации, когда у малыша 1.5-2.5 лет отсутствует активная речь, перед родителями встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать? В раннем возрасте различные нарушения развития по своим проявлениям часто имеют схожесть. Но нарушения развития речи практически всегда сопровождают любой дефект. Поэтому наблюдение за ребенком логопеда и при необходимости коррекционные занятия помогут дать толчок в развитии речи малыша, если это задержка речевого развития, или определить первичное отклонение (задержку психического развития, олигофрению, нарушения слуха, аутизм).

Обычно на консультации у логопеда или в процессе логопедических занятий с детьми раннего возраста родители хотят получить прогноз развития речи малыша в дальнейшем. Часто в раннем возрасте уровень недоразвития речи выглядит примерно одинаково у детей с различными отклонениями в развитии. Поэтому предположить перспективы речевого развития можно только в ходе логопедических занятий, учитывая динамику или «топтание на месте». Одни дети могут быстрыми темпами догнать и перегнать своих сверстников в речевом развитии. Здесь можно говорить о задержке речевого развития (ЗРР) и в перспективе зачастую у таких детей не бывает проблем с обучением в школе. Другая часть детей даже в ходе систематических занятий, продолжающихся не один месяц и даже год, не могут полностью преодолеть свою речевую недостаточность в дошкольном возрасте, у них могут возникать проблемы с обучением в школе. Здесь речь может идти о серьезной речевой патологии – моторной, сенсорной или сенсо-моторной алалии, общем недоразвитии речи. Таких детей логопеды сопровождают всю начальную школу.

В случае ЗРР логопедическая помощь может носить и консультативный характер: логопед обучает родителей, как заниматься с малышом дома, родители выполняют рекомендации и приходят на повторную консультацию через 2-3 месяца. Отслеживается динамика речевого развития, даются новые задания.

Занятия с малышами раннего возраста

Занятия с малышами раннего возраста имеют свою специфику, ребенок познает мир с помощью взрослого путем подражания его действиям, словам, а не в беседе, или при объяснении и внушении. Все действия взрослого должны быть понятны ребенку, неоднократно обыгрываться, вызывать у малыша позитивные эмоции, желание повторить.


Ученые утверждают, что дети в 5 лет плохо разговаривают, потому телевизор лишает их практики устной речи.

В структуру логопедического занятия входит: развитие мелкой моторики рук (массаж кистей, пальчиков, ладоней), пальчиковые упражнения; дыхательные упражнения (формирование длительного плавного выдоха); артикуляционная гимнастика (специальные движения языком, губами, нижней челюстью); мимические упражнения (надувание щек, движения бровями, глазами); развитие конструктивной деятельности( игры с кубиками, пазлами, пирамидками, втулками, сортерами), подвижные игры, игры для развития слухового внимания, развития фонематического (речевого) слуха. Все виды деятельности обязательно сопровождаются специально подобранным речевым материалом. При этом на начальном этапе взрослый сам говорит, не требуя малыша повторять. Когда у ребенка появляется речевая активность, ему предлагаются различные речевые игры, в ходе которых малыш сам начинает повторять слова, а затем и фразы.

Постепенно малыш приобретает уверенность в своих силах. возможностях, и его речь с каждым днем становится богаче, четче, что вызывает неимоверную радость у него самого и всех близких .

Так нужно ли обращаться к логопеду, когда Ваш малыш молчит?

Демьяненко Ольга Васильевна
детский логопед Детской клиники Медицинской сети «Добробут»

Задержка речевого развития у детей: причины, симптомы, лечение

Если с кормлением и уходом родители разбираются довольно быстро, то определить нормально ли развивается ребенок удается не всем. Чаще всего вызывает беспокойство отсутствие или задержка развития речи. Не всегда и врачи могут сходу определить хорошо ли говорит малыш.

Задержка речевого развития – определение, симптомы

Сложность выяснения глубины данной проблемы в том, что различают 2 вида задержки развития речи:

Задержка именно речевого развития: интеллектуально ребенок может быть на уровне своих сверстников и даже выше, но существуют трудности с произношением слов.

Задержка психоречевого развития: эмоционально и интеллектуально ребенок развит значительно хуже, чем его одногодки.

Когда же стоит начинать волноваться родителям и в каких случаях нужно обратиться к врачу?

Мировое сообщество педиатров ориентируется на такие признаки:

  • ребенку около 4 месяцев, но он практически не реагирует на жестикуляцию взрослых и не узнает маму;
  • когда малышу 6-9 мес, но он не произносит повторяющихся звуков (не лепечет ма-ма-ма, ба-ба-ба);
  • если в полтора года ребенок не говорит простых слов и не понимает, когда обращаются именно к нему, не реагирует на простые просьбы;
  • малыш не умеет жевать твердую пищу и давится ее кусочками;
  • в 2 года у ребенка маленький словарный запас;
  • в 2,5 года не умеет строить фразы из двух и более слов, а словарный запас составляет всего 20 слов или меньше;
  • если в 3 года у ребенка непонятная речь, он говорит только фразами из мультфильмов, постоянно повторяет фразы взрослых.
  • Все вышеперечисленные причины свидетельствуют о задержке речевого развития, которая поддается коррекции без применения серьезного специфического лечения.

    Но если эти причины не устранить до пятилетнего возраста – формируется стойкая задержка психоречевого развития.

    Поговорим о причинах

    в чем же причина задержки развития речи и можно ли на нее повлиять?

    Нарушения речи напрямую связаны с проблемами в том участке головного мозга, который отвечает за умение разговаривать.

    Наиболее часто головной мозг повреждается во время родов. Если у женщины длительный период схваток и шейка матки плохо раскрывается, малыш начинает страдать от недостатка кислорода. А головной мозг больше всего подвержен негативному влиянию гипоксии.

    Ребенок сосет палец. Как отучить его от этой привычки.

    Здесь есть много уроков лепки из пластилина.

    Также возможны повреждения речевого центра во время прохождения ребенка через родовые пути. Кости черепа неплотно соединены друг с другом и могут смещаться относительно друг друга во втором периоде родов (непосредственно рождение плода).

    Следствием такого смещения могут быть повреждения головного мозга, которые сразу после родов совершенно незаметны.

    Головной мозг еще неродившегося ребенка очень уязвим к разным инфекциям вирусного происхождения.

    Даже обычное ОРВИ, которым переболела мама во время беременности, может спровоцировать задержку речевого развития у малыша. Еще одной причиной ЗРР является врожденная или приобретенная гидроцефалия.

    Лечение -возможно!

    Этот специалист поможет ребенку научиться сосредотачиваться. будет развивать у малыша память, моторику и мышление.

    Если ребенок плохо и невнятно говорит, то нужно обратиться к логопеду. С помощью специальных методик он научит вашего кроху правильно выговаривать слова, строить фразы и предложения.

    Дефектолог и логопед помогают преодолеть симптомы ЗРР, а вот причину лечит только невролог. Ребенок обязательно должен получать ноотропные препараты, точкой приложения которых является головной мозг.

    Когда начинать заниматься с детьми дыхательной гимнастикой? Вы можете прочитать тут.

    С помощью данных препаратов клетки мозга активнее восстанавливаются и регенерируют, также некоторые из них (когитум) стимулируют работу речевой зоны .

    Для восстановления нормальной работы головного мозга используются микротоковая рефлексотерапия и массаж. Схему лечения и курс физиотерапиии назначает невролог, дозы препаратов подбирает он же.

    Отставание речевого развития у любимого ребенка – это сильный удар по психике родителей. Некоторые начинают винить себя, другие – искать виновных на стороне, забывая о самом главном – о своем малыше.

    Ведь именно сейчас ему нужна родительская любовь и понимание. Родители, любите своих крох, верьте в их силы – и решение любой проблемы будет вам по плечу!

    Задержка речевого развития у детей: видео

    Логопед рассказывает про задержки речевого развития у детей и даёт советы и методики лечения:

    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Источники: http://lecheniedetej.ru/psixologiya/zaderzhka-razvitiya-rechi.html, http://www.likar.info/kids-health/article-55160-zaderzhka-razvitiya-rechi-u-detej/, http://ru-mama.net/obrazovanie/razvitie-rechi/zaderzhka-rechevogo-razvitiya.html

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения

    Избранные статьи

    Ребенок не может повернуть голову болит шея

    Болит шея у ребенка: причины и лечение Дети, далее...

    Ребенок плохо дышит ночью соплей

    Насморк для маленького ребенка – явление далее...

    Элоком мазь отзывы при атопическом дерматите детям

    Мне в свое время далее...

    Как предупредить бронхит у ребенка

    БРОНХИТ Кашель - это защитная реакция далее...

    Белые пятна на эмали зубов у детей

    Белые пятна на зубах У далее...

    Частые обструктивные бронхиты у ребенка что делать

    Частые обструктивные бронхиты, одышка у ребенка. далее...

    Астматический бронхит у детей

    Как лечат астматический бронхит далее...

    Популярные статьи